Образовательные программы
6B01517 - Биология (IP)
Группа образовательных программ B013 Подготовка учителей биологии входит в область образования 6B01 Педагогические науки.

Введение
Данная образовательная программа (ОП) "Биология" является национальной образовательной программой для подготовки педагогов, которая была разработана в сотрудничестве различных казахстанских вузов и с привлечением международных консультантов. В связи с тем, что это национальная образовательная программа, описательные тексты в ней не дают конкретной информации, а освещают общие педагогические принципы и сквозные темы (см. также Приложение 1.). Более подробные описания, например, методологии и оценки будут определены в планах реализации вузов с учетом институциональных и региональных условий. Образовательная программа направлена на подготовку квалифицированного учителя биологии, способного использовать инновационные технологии, в том числе STEM-, CLIL-, IT-технологии в профессиональной деятельности. Выпускники владеют педагогическими и предметными компетенциями в области концептуально-теоретических знаний, проведении научных исследований и применении их в науке.
Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке бакалавров является освоение обучающимся не менее 205 кредитов теоретического обучения, а также не менее 27 кредитов практик, 8 кредитов итоговой аттестации.
4 года
Цель
Подготовка квалифицированного учителя биологии, способного использовать инновационные технологии, в том числе STEM-, CLIL-, IT-технологии в профессиональной деятельности, владеющего педагогическими и предметными компетенциями в области концептуально-теоретических знаний, проведении научных исследований и применении их в науке
Квалификационная характеристика выпускника
  • Присуждаемая степень / квалификация
    Бакалавр образования по образовательной программе «6В01517 - Биология»
  • Наименование профессии / перечень должностей специалиста
    Педагог. Учитель средней школы
  • Уровень квалификации по ОРК (отраслевая рамка квалификации)
    6
  • Область профессиональной деятельности
    - учитель биологии в средней школе, лицее, гимназии, колледже; - отделы образования, акиматы, организации по озеленению, экологии; - наука - научно-исследовательские организации по различным биологическим профилям; - организации различных форм собственности, использующие методы биологии в своей работе; - предприятия и учреждения государственного профиля. - бизнес, экономика. - должностные лица в образовательных организациях (директор общеобразовательного учебного заведения, заместители директора по учебно-воспитательной работе и.т.д ) - методист в образовательных организациях; - специалист в области педагогических наук;
  • Объект профессиональной деятельности
    - общеобразовательные средние школы, лицеи, гимназии колледжи; - эколого-биологические центры, агробиостанции; - высшие учебные заведения; - отделы образования при акиматах; - научно-исследовательские институты и лаборатории; - государственные природоохранные учреждения - заповедники, национальные парки и ботанические сады; - производственные лаборатории и фермерские хозяйства по переработке сырья животного и растительного происхождения; - организации озеленения и благоустройства городских и естественных территорий; - комитеты экологии.
  • Виды профессиональной деятельности
    Образовательная (педагогическая) деятельность: работа в качестве учителя биологии в различных учебных заведениях (школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.п.); Научно-исследовательская деятельность: выполнение научных исследований по профильным дисциплинам в различных организациях: лабораториях, биоцентрах, зоопарках, заповедниках, национальных парках, ботанических садах Проектная деятельность: выполнение общих и специализированных разработок в проектных и конструкторских организациях (озеленение, обводнение, реконструкция, планировка ландшафтов); Производственно-управленческая деятельность: в государственных структурах различного уровня (отделы образования, акиматы, лаборатории биологического и химического направлений и т.п.); Организационно-технологическая деятельность: на производствах биологического профиля (санитарно-эпидемиологические станции, производства по переработке растительной и животной продукции и т.п.).
Карта учебных модулей по формированию компетенций
Общеобразовательный

Результаты обучения по модулю:

- обладает широким научным кругозором и развивает критическое мышление, что позволяет глубоко понимать и аналитически оценивать социальные и культурные изменения в обществе. - владеет базовыми навыками иностранного языка, информационно-коммуникационных технологий и государственной речи, что обеспечивает эффективное профессиональное общение и использование современных ресурсов.

Модуль социально-политических знаний

Результаты обучения по модулю:

- понимает основные принципы политической организации общества, внутренней политики и международных отношений, а также закономерности функционирования и развития социальных систем. - умеет анализировать социально-политические процессы с использованием знаний из социологии, политологии, культурологии и психологии для оценки современного общественного устройства и развития.

Основы общественного развития

Результаты обучения по модулю:

- понимает сущность и типологию культуры, осознаёт значение национальных и мировых культурных ценностей, а также основные психологические особенности группового взаимодействия. - обладает базовыми знаниями в области права, безопасности жизнедеятельности, антикоррупционной культуры, предпринимательства и цифровых технологий, что позволяет ему эффективно ориентироваться в современных социальных и экономических процессах.

Поддержка обучающихся как личностей

Результаты обучения по модулю:

- умеет создавать условия для всестороннего развития личности обучающихся, учитывая их возрастные, физиологические и психологические особенности, а также эффективно использовать ресурсный потенциал окружающей среды. - владеет знаниями и навыками инклюзивного обучения, коммуникации и индивидуализации образовательного процесса, что способствует интеллектуальному, духовно-нравственному и профессиональному развитию детей и педагогов.

Учитель как фасилитатор обучения

Результаты обучения по модулю:

- понимает роль преподавателя как фасилитатора, создающего условия для самостоятельного и осмысленного обучения в группах, стимулирующего познавательную активность и совместную работу. - овладевает методами педагогических исследований, направленных на поддержку сотрудничества и использование разнообразных учебных материалов для эффективного обучения.

Биология живых организмов

Результаты обучения по модулю:

- изучает строение, функции и развитие живых организмов и их сообществ, а также взаимосвязи между живой и неживой природой. - обладает знаниями о разнообразии, анатомии и физиологии растений, животных и человека, что позволяет понимать процессы жизнедеятельности на различных уровнях организации.

Генетика и эволюция

Результаты обучения по модулю:

- понимает основные причины и закономерности исторического развития живой материи, роль эволюционных процессов в формировании современного биоразнообразия и биологического мировоззрения. - овладевает знаниями по генетике, наследственности, молекулярной биологии и эволюционной теории, что позволяет анализировать механизмы эволюции и процессы антропогенеза.

Биопедагогика и окружающая среда

Результаты обучения по модулю:

- изучает динамику жизненных процессов в системе формирования личности и овладевает методами измерения биологических функций для эффективного управления педагогическим процессом. - обладает знаниями в области биогеоценологии, экологии растений, животных и человека, а также биоресурсов Казахстана и мировой флоры и фауны, что способствует пониманию взаимодействия живых организмов с окружающей средой.

Прикладные и интегрированные науки

Результаты обучения по модулю:

- овладевает инструментальными знаниями, основанными на принципах фундаментальных исследований, для решения конкретных практических задач на основе объективного и эффективного отражения реальности. - изучает теоретические и практические основы химии, биохимии, биофизики, микробиологии, биоинформатики и других интегрированных наук, что позволяет применять междисциплинарные подходы в биологических исследованиях и технологиях

Исследования в биологии

Результаты обучения по модулю:

- формирует глубокое понимание биологических принципов и овладевает концептуальными основами преподавания биологии в школе, включая современные методики и подходы к обучению. - студент приобретает практические навыки проведения биологических исследований, организации экспериментов, проектной и STEM-образовательной деятельности, а также использованию цифровых технологий в биологическом образовании.

Преподавание и оценивание для обучения

Результаты обучения по модулю:

- овладевает методами и технологиями преподавания, основанными на современных научных данных, что обеспечивает эффективный процесс обучения и усвоение достоверных знаний. - умеет применять методы оценивания, направленные на развитие учащихся, а также внедрять исследования и инновации для улучшения образовательного процесса.